Анна Простакова: «Смерть в искусстве: В.Перов «Утопленница»"


Критический реализм – то направление в живописи, которое более всего прославило русского художника Василия Григорьевича Перова. Из-под его пера вышло немало полотен социально-критического толка. Одна из таких работ – «Утопленница». Любопытную предысторию этой картины В.Г. Перов поведал в рассказе «На натуре. Фанни №30». Необходимо кратко ее осветить.

Чтобы написать эту картину художнику понадобилось мертвое тело молодой девушки. Для этого он обратился в полицию, где получил разрешение на посещение полицейской больницы и покойницкой. Нужной «натурщицы» сразу не нашлось. Но через несколько дней к Перову явился человек и объявил, что «мертвых женщин довольно». Художник собрал все необходимые для эскиза предметы и пришел туда, где находился холодильник для хранения трупов. Сколько поистине страшных вещей увидел здесь художник! В соседних комнатах жили люди, дети (!!!) преспокойно играли, ели – жили обычной жизнью, как будто в соседней комнате не лежит дюжина трупов. Бесцеремонное, наглое обращение полицейского с телами мертвых… Все, все – каждый из этих моментов, примеров равнодушия, отразится потом на картине в образе жандарма…

Покойница, которую выбрал для натуры Перов, оказалась его знакомой. Несколько лет назад его учителю Е.Я. Васильеву также была нужна натурщица для создания образа Богородицы. Девушку они нашли в публичном доме. Но когда она узнала, кого с нее пишут, устроила грандиозную сцену: «Как же можно с меня, — рыдала Фанни, — изображать лик Пречистой Девы Марии!». Больше Фанни не приходила…

Когда Перов делал первые эскизы для своей картины, он признавался, что сердце его ныло, что ему было холодно и жутко. Эти ощущения усугубляли рои мух, которые перелетали с тела покойницы на лицо художника.

Загубленная жизнь молодой девушки, безусловно, вызывает сочувствие. Ее мокрые темные волосы рассыпались на песке. Заостренные черты лица и руки лишены жизненных красок. На ногах, руках и в волосах остатки водорослей, а мокрая одежда плотно прилипла к телу…

Жандарм – воплощение всего равнодушия, встреченного Перовым при подготовке к написанию картины. Сидя на краю лодки, куря трубку, он смотрит как бы сквозь утопленницу – неизвестно о чем он думает. Как к обыденному, он относится к происходящему. Возможно, ему и жаль девушку, но смерть стала для него настолько частым событием, что удивляться и печалиться сейчас незачем – завтра будет то же самое.

Третий персонаж картины – город, погубивший эту молодую жизнь и теперь спрятавшийся за туманом.

Атмосфера картины настойчиво создает ощущение мертвой тишины: ровная гладь воды, мирно стоящие на ней суда, и лишь изредка эту тишину нарушает крик птиц.

Несмотря на то, что замысел картины «Утопленница» появился у Перова до обращения в полицейскую больницу и последующих событий, теперь трудно воспринимать картину и рассказ отдельно друг от друга и строить предположения «Кто была эта девушка?», «Почему она сделала это?» «Какие обстоятельства предшествовали ее смерти?» (хотя истинной причиной смерти Фанни было и не утопление) – выводы рождаются сами.

Безусловно, сквозной темой картины «Утопленница» является суровость происходящей реальности, но в этот раз художник решил осветить ее через призму смерти.

 




Комментариев пока нет.

Оставить комментарий