В. Марьин: "Смерть без Бога"

Хорошо и удобно верить в реинкарнацию или в загробную жизнь — смерть моментально приобретает магическое значение перехода в новое качество существования. Новое восприятие существования является всего лишь новым восприятием одной и той же субъективной душой целого объективного мира, и не так уж и важно в итоге — будешь ли ты другим животным, другим человеком или бестелесной оболочкой или же иной формой оболочки, главное — ты БУДЕШЬ.

Для неверующих смерть это принципиально более важная веха — это переход из Бытия в Небытие, окончание персонального опыта. Тут стоит оговорить важный момент — под смертью мы понимаем именно смерть мозга, ибо без мозга возможно поддержание существования человеческого тела, но никак не самого человека, именно работоспособность мозга и является мерилом жизни-смерти.

Смерть — водораздел, незримый и в то же время явный, личный опыт после которого не с кем поделиться, никто не узнает твоих ощущений, самый эгоистичный поступок, вне зависимости от степени его желанности. Смерть — полная противоположность опыту рождения, который мы все делим (в прямом смысле этого слова) с нашими матерями.

Осознание конечности нашего личностного опыта позволяет нам ценить наше осознанное существование, позволяет нам любить жизнь и бояться смерти. Благодаря смерти мы стремимся успевать и создавать, благодаря смерти мы хотим хотя бы просто БЫТЬ, даже в боли и лишениях. Насколько проста формула «свобода лучше несвободы», настолько же проста и формула «бытие лучше небытия», суть формулы — смертью мы очерчиваем границы мира.

Тем не менее человек всегда стремился «в бесконечность» и нашёл подобие бессмертия в памяти других людей, получив субститут бессмертия. Но память, в отличие от жизни, это не эгоистичный личный опыт, а восприятие существования личности обществом, поэтому может лишь служить неполноценным заменителем бессмертия.

Общество не может существовать без памяти, поэтому постоянно воссоздаёт её при помощи различных институтов, поэтому вокруг нас постоянно возникает всё больше и больше конструктов для «ушедших». Количество памятников, кладбищ, поминальных знаков и праздников, посвящённых памяти погибших, растёт. Человечество, стараясь сохранить память о прошлых людях, всё больше погружается в рефлексию, забывая о своей конечности.

Смерть может быть как катализатором, так и ингибитором развития человечества, она становится инструментом. Человечество приручило смерть, встроило её в своё существование и определило рамки её значимости в индивидуальном и социальном опыте. Так из сугубо индивидуального с философской точки зрения опыта смерть стала общественным актом посредством «памяти», а социум поглотил самое интимное переживание личности.

Share
  • tweet