К.Э. Шумов: "Антропология смерти домашних питомцев. Интернет культура."

К.Э. Шумов: "Антропология смерти домашних питомцев. Интернет культура."

lubok-siberian-cat-buried-by-mice-550

Смерть человека рассматривается антропологами, фольклористами, социологами как одно из ключевых понятий в традиционной культуре. Не в меньшей степени оно важно и в отношении к животным. «… узы между хозяевами и домашними животными, значение и важность этих членов семьи для людей таковы, что даже тем, кто животных не держит, не так уж трудно понять, какое горе вызывает их смерть, и признать, что вера в существование животных после смерти — всего лишь продолжение тех верований, которые связаны с посмертной жизнью людей». Это высказывание американского писателя-натуралиста Генри Бестона довольно точно обозначает проблемы, с которой хозяева домашних животных часто сталкиваются. (Дом на краю земли. М.: Мысль, 1982 г.) Это переживание ухода из жизни домашнего питомца, погребение, общение после него с членами сообщества любителей домашних животных. Смерть любимца в век интернета мифологизируется, ей посвящено множество форумов, сайтов, социальных групп, отдельных тем на них. У хозяев и любителей домашних животных появляются большое число возможностей для свободного и быстрого общения. Оно, в свою очередь, способствует формированию традиций, характерных для субкультур, включая «мифологические» тексты, афористику, наивные прозу и поэзию, ритуалистику, в значительной степени подражательных по отношению к смерти человека. Именно в афористике точно отображается оценка ухода из жизни домашнего животного. «Когда умирает собака, уходит друг. Когда умирает кошка, уходит член семьи. Когда умирает крысик, уходит человек».

МИФОЛОГИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СМЕРТИ

Для субкультур отдельных малых социальных, профессиональных, религиозных, поло-возрастных групп характерно создание собственной «мифологии». Основная ее функция, как и у любого мифа, — описание «пространства» профессии или увлечения, происхождения основных участников группы и основных понятий и языка через подражание традиционным текстам (см. К.Э. Шумов. Профессиональный миф программистов. Современный городской фольклор. – М.: РГГУ, 2003. С. 112-135). Не являются исключением и сюжеты о происхождение и смерти животных (одомашненных). В выборке автором включены только опубликованные на интернет-ресурсах тексты.

«В древние времена, когда люди были похожи на крыс, крысы на собак, а собаки на облака, жили люди в лесу вместе с остальным зверьём… И собирались они ночами, да смотрели на алеющий где-то по дороге к небу огонёк — священную живую и горячую кровь, что рвалась алым цветом в небо под зорким глазом двух Саламандр Огненных… И когда умер от холода первый человек, отделился сын его и пошёл к Саламандрам просить огня. И сгинул в белой шапке зимы. И когда умер от холода второй человек, отделились два сына его и пошли к Саламандрам просить огня. Да и сгинули…
И тогда пошла на гору Собака… долго лаяла она в крошечную расщелину, откуда жаром красным горячо кровь дышала, но не дали ей Тепла, требовали прихода человека… И подбежала вдруг к людям Крыса — и умер от холода ещё один ребёнок. И люди, бессильные в беспомощности, но сильные страхом своим, испугались, что прислала Крысу сама Смерть, чтобы забрать оставшихся в своё Перевёрнутое Царство… И пошла тогда Крыса к Саламандрам. Протянула свою крошечную розовую ручку в расщелину — и решили Саламандры, что пришёл к ним маленький человечек, да и дали ей ветку тлеющую. Опалив усы, подхватила Крыса зародыш Тепла и помчалась сквозь пургу к людям…
Но увидели Саламандры, как обманул их крошечный зверь, разозлились… Отобрали ветку тлеющую, запустили в Крысу столп Крови Огненной — чтоб никому впредь не повадно было воровством промышлять, да обманом, а расщелину замуровали, чтобы исчезла даже память о крови горячей в мире этом… Запищала Крыса и помчалась огненным факелом к людям… и пока добежала, прогорела вся головешкой, и рассыпалась в прах у самых ног людских… И подошла женщина — слабая, пошатывающаяся на ветру, — положила на то место ветку дерева. И загорелась ветка. Положила ещё две — и загорелись две ветки… И росли вкруг того костра дети, и прыгали через него молодые, и смотрели в него старые… и рассказывали друг другу о страшных холодах…
Через много лет построили на том самом месте Храм Огненной Лисицы. И говорят, что раз в году в полнолуние появляется в этом храме крыса… ходит, бродит, топает по каменным плитам, греется у огня, да ищет руки тёплые человеческие, и, не найдя их, забирается на крышу, ложится, вытянув длинную морду к Востоку, и ждёт восхода, чтобы превратиться в огонь и взлететь в небо огненной птицей»…
Взято с сокращениями с сайта www.rat.ru

Очевидно, что сюжет легенды строится на мифологическом сюжете о Прометее, Амирани и других культурных героях.

«Одна из арабских легенд, записанная историком Ат-Табари, повествует о том, что во время всемирного потопа Ной взял с собой в ковчег и пару мышей. Мыши стали быстро размножаться, и тогда Ной обратился за помощью ко льву. Царь зверей чихнул, из его ноздрей выскочили два миниатюрных льва и стали ловить мышей. Это и были первые кошки».

В «мифологических» текстах домашние животные зачастую спасают людей. Им приписываются свойства существ – проводников из мира живых в мир мертвых.

«Как повествует германская легенда, в древние времена, в окрестностях Бремена имелось кладбище. Испокон веков оно пользовалось дурной славой… Жителей окрестных деревень беспокоили призраки и демоны ужасающего вида. Много людей умирало в то время, при загадочных обстоятельствах… И однажды случилось так, что по дороге мимо этого кладбища везли юную деву, в замок её наречённого супруга – доблестного рыцаря. И вот, как раз, в тот предзакатный час, когда вечерний сумрак скрывает дальние поля, а с реки поднимается туман, у повозки сломалось колесо. И пока кучер возился с повозкой, совсем стемнело. Со стороны старого кладбища раздались ужасные стоны, и мерзкие твари двинулись к несчастным путникам… И, когда казалось, что лютая смерть неотвратима, из тумана выскочила стая белых собак, и с оглушительным лаем бросилась на ужасные создания, разрывая клыками призрачную плоть, обратила в бегство ужасных демонов. После того случая кладбище успокоилось, и адские твари больше не появлялись в округе».

http://corsoclub.org/index.php?showtopic=820

Шел день седьмый. Создавши небо

И воду, и земную твердь,

Покрывши лик ее лесами

Заполнив птицами, зверями,

Определив их жизнь и смерть,

И повелев им бегать, драться,

Друг друга есть и размножаться,

Создатель молча отдыхал,

И по растениям прекрасным,

И по животным разномастным

Усталый взор его блуждал…

Недолго сон его продлился -

Под троном кто-то суетился,

Златые ножки подгрызал,

Влезал на белыя одежды,

И Бог-Отец, поднявши вежды,

Увидел … и захохотал…

Пред ним, не ведая покоя,

Носилось чудо меховое

С пушистым кисточкой-хвостом!

Глаза сверкали любопытством,

И с непочтительным бесстыдством

Оно вертелося волчком.

От смеха Божия встряхнулся

И всей планетой содрогнулся

Недавно сотворённый мир.

В горах вулканы пробудились

И к небу факелами взвились

Стихия праздновала пир…

http://www.zverekfor.me/blog/o_shinshillah_v_stihah/

Общей для всех любителей домашних питомцев является легенда о Радуге, куда попадают после смерти животные. И там, если были любимы при жизни, они могут встретиться со своими хозяевами. Мотивы разлучения и встречи после смерти являются основными.

«На самом краю небосклона есть место, называемое Мостом Радуги.
Когда животное умирает, особенно если оно было очень любимо кем-то
в этой жизни, оно попадает на Мост Радуги. Там бескрайние луга и холмы, по которым наши друзья могут бегать и играть все вместе.
Там изобилие пищи, воды и солнечного света, и там нашим любимцам тепло и комфортно.
В этом краю все больные и старые животные превращаются в молодых и полных энергии; имевшие травмы и увечья снова становятся здоровыми и сильными. Время для них летит незаметно, если только мы вспоминаем о них в своих мечтах и снах. Животные там счастливы и довольны всем кроме одного — каждый из них ушел раньше и оставил в этой жизни кого-то очень дорогого ему.
На Мосту Радуги животные бегают и беззаботно играют все вместе, но приходит день, когда кто-то из них неожиданно останавливается и смотрит вдаль. Его глаза загораются огнем, а тело начинает дрожать от нетерпения. Вдруг он покидает своих собратьев, летит над изумрудно-зеленой травой, и ноги несут его все быстрее и быстрее.
Он заметил вас; и когда вы и ваш любимец наконец встретитесь, то крепко-крепко обниметесь, счастливые от того, что соединились и больше никогда не расстанетесь. Он будет, одурев от счастья, лизать ваше лицо, ваша рука снова будет любовно ласкать его голову, и вы еще раз взглянете в преданные глаза своего любимца, так надолго покинувшего вашу жизнь, но никогда не покидавшего вашего сердца.
Теперь вы сможете пересечь Мост Радуги вместе»…

Кроме того, в Интернете распространена другая, не менее трогательная история о жизни животных на Мосту Радуги.

«Этот день на Мосту Радуги был непохож на другие дни. Он был серым, безрадостным и гнетущим. Животные, которые не столь долго находились на Мосту, не могли понять в чём дело… Вскоре все увидели старую собаку, которая приближалась к Мосту с опущенной головой и обвисшим хвостом. Звери, которые уже давно были на Мосту Радуги, уже заранее знали, что случилось с этой собакой — они слишком часто видели подобные ситуации… Почему-то она не становилась, как другие животные, опять счастливой и здоровой… Путь собаке преградил ангел, который извинился и сказал, что животные без сопровождения людей не могут пересечь Мост Радуги.

— Кто этот пёс и почему он не становится здоровым и молодым, как мы?

— Видишь ли, — ответил старожил, — этот пёс был сдан в приют, когда состарился, таким как ты его видишь — старой собакой с седеющей шерстью и затянутыми плёнкой старости глазами. В его последний момент только сотрудник приюта мог дать ему свою любовь, успокоить его и приласкать. Поскольку у него не было семьи, никто не может перевести его через Мост.

… Облака разошлись, и к Мосту приблизился человек. Все животные, ждавшие чего-то на поле около Моста, были залиты золотым светом, и тут же стали вновь молодыми и здоровыми. Они низко поклонились ему, а он гладил их по головам и чесал за ушами. Вместе они пошли к Мосту и пересекли его.

— Этот человек — сотрудник приюта. Животные, которые поклонились ему, нашли  новый дом благодаря ему. Они пересекут Мост, когда здесь будут их хозяева. А те, кто пересёк Мост вместе с ним, никогда не имели дома. Когда сюда приходит сотрудник приюта, ему разрешается в последний раз проявить свою любовь к животным. Он переводит через Мост всех бедных, никому не нужных зверей.

— Я люблю таких людей! — сказал новичок.

— И Бог тоже! — был ответ».

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D1%83%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82_%28%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%29

В Интернете есть несколько ветвей дискуссии о происхождении сюжета о Радужном Мосте.

«Несмотря на широкую известность истории во всём мире, её автор неизвестен. Интернет-ресурс About.com называет нескольких лиц, положивших начало этой истории. Пол Чарльз Дам (Paul C. Dahm), психолог из США, написавший в 1981 г. стихотворение и опубликовавший в 1998 г. книгу с одноимённым названием. Уильям Н. Бриттон (William N. Britton), автор книги «Легенды Радужного Моста». Доктор Уоллес Сайф (Dr. Wallace Sife), глава Ассоциации Людей, Потерявших Питомцев, чья поэма All Pets Go to Heaven была опубликована на сайте Ассоциации и в книге The Loss of a Pet.

Первым упоминанием о Мосте Радуги в сети Интернет принято считать сообщение в группе новостей, датированное 7 января 1993 г., цитирующее отрывок из информационного бюллетеня Mid-Atlantic Great Dane Rescue League Newsletter (1992 г.).

В российской культуре Мост Радуги известен прежде всего благодаря переводу Ирины Петраковой. Российскими любителями домашних животных авторство поэмы нередко приписывается Полу Ч. Даму. Мост Радуги — мифическое место встречи в загробном мире домашних питомцев и их хозяев, которое довольно часто упоминается в среде любителей домашних животных США, Великобритании и других стран. Легенда частично основана на мифологическом представлении о «мосте радуги» между землёй и небом (в частности, мост Бивёрст в скандинавской мифологии)».

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D1%83%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82_%28%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%29

Есть и другая гипотеза. Происхождение сюжета связывается с именем В.Я. Ерошенко, незрячего эсперантиста, писателя-символиста, поэта, лингвиста, педагога, писавшего на русском, украинском, китайском, японском языках и эсперанто. Исследователи его творческого наследия относят появление словосочетаний «Страна радуги» и «Радужный мост» к началу XX века (В.Я. Ерошенко. Страна Радуги. — «Варэра», 1921 г.). «Страна радуги» —  эквивалент радостной жизни после смерти. Но Радужному мосту переходят туда те люди, которые при жизни были чисты, в том числе, и дети.

В обсуждениях встречаются и другие варианты происхождения сюжета, по большей части, профанные.

Сергей Люлин (коммент)

Возможно это из песни Максима Леонидова «Дождь», написанную им на смерть друга.
Странно уходить наверх,
Исчезать с потоком света
Странно уходить наверх,
Hе успев дожить до лета,
… Радуга раскинет руки
Hад твоим окном,
И когда-нибудь вдвоем
Мы с тобой по ней пройдем.
Вспоминай меня светло,
Это я стучу в стекло.
Слушай мой дождь

http://www.sestrenka.ru/dnevnik/Liltad/5922/

«Уход на Радугу» или «ЗА Радугу» — устойчивое вербальное обозначение смерти домашнего питомца в субкультуре любителей живоных.

Беги по радуге, малыш,
Резвись, шали, играй,
Над облаками, выше крыш –
Такой кошачий рай.
Ты только лапки береги
И осторожней будь!
Беги по радуге, беги,
И про болезнь забудь.
Давай не думать о судьбе,
Но лишь имей в виду:
Когда-нибудь и я к тебе
За радугу приду.
Я обниму с восторгом всех,
Тех, кто успел уйти.
И слезы превратятся в смех
На радужном пути.
И наконец-то нас ничто
Не сможет разлучить…
О! Кажется, мне есть за что
На этом свете жить!

http://www.ostrovokk.ru/forum/showthread.php?t=233

- Скажи, любовь моя, куда уходят звери?
Где после смерти ветер их находит?
Придумай что-нибудь, и я поверю
в любую ложь. Куда они уходят?
- Есть облака на небе цвета меди -
там лисы и куницы греют спины,
на белых облаках живут медведи,
на розовых — фламинго и павлины…
Не надо плакать о звериной жизни,
об их глазах, предчувствием горящих,
о том, что не узнать последней мысли,
мелькнувшей в их коротком настоящем…
Не плачь о том, что время не вернется -
Земле привлечь их души больше нечем…
- Любовь моя, уже почти не бьется
кошачье сердце в теле человечьем…

http://otvet.mail.ru/question/55267794/

Автор [Yukki Skogbruk]

На радугу
Шепотом, без шороха
Шепотом, без слез
Робко, словно крадучись,
Ветер душу нес
Белую, как облако
Тонкую, как нить
Всю в колючих ссадинках-
Чтобы залечить…
У него, у сильного,
Что моря крутил,
Посмотреть в глаза ее
Не хватало сил.
Лишь успеть бы вовремя!
И не уронить!
Долететь до Радуги
И тихо отпустить…

http://vk.com/tierfriedhof#/topic-35212097_25948804

Мария Исаева

Возьми меня за руку — выползем вместе.
Мне страшно жить в мире средь проданных душ.
Наверное, честность уже не воскреснет.
И доброе слово — как страшная чушь.
Мы выползем к свету, пройдемся по тучам…
И где-то на самой окраине гроз
Мы встретим всех тех, кто заведомо лучше.
И там уж не важно — ты кот или пёс…
Пройдемся по радуге, вверх — до вершины…
И там нас рассудят. Наверное, в ад.
За то, что несчастные гордые люди
Забыли, как слезы животных горчат…

http://vk.com/tierfriedhof#/topic-35212097_25948804

В мартирологах, эпитафиях и соболезнованиях в разделах «Памяти наших питомцев» на сайтах и форумах образ «Радуги» является одним из частотных, наряду с «мягкими» или «сырными» облаками. Одной из основных тем выступают представления о рае для животных. «Вообще же памятники и эпитафии животным, как и стихи по такому случаю – это давняя и почтенная традиция, начатая еще в античности и продолженная в Европе в новое время. Стихотворение Катулла (первая половина I в. до н. э.) на смерть воробья Лесбии («Плачь, Венера…») – лишь самое известное из таких стихотворений. (В.А. Коршунков. Погребения домашних животных в традиционной культуре города // Славянская традиционная культура и современный мир. М.: Гос. респ. центр рус. фольклора, 2007. Вып. 10: сб. науч. ст. по мат-лам конф. / сост. М. Д. Алексеевский, В. Е. Добровольская. С. 321). Именно эпитафии и соболезнования составляют основной корпус текста в разделах, посвященных умершим домашним животным. В соболезнованиях преимущественно размещаются пожелания того, что питомцы любили при жизни. Хотя сыр грызунам есть не рекомендуется, пожелание «сырных облачков» встречается часто.

Имя: Боречка Пол: Мальчик Кто: Птица Беленький с бирюзой волнистый попугайчик

Ты летишь теперь по Радужке…Пусть Тебе будет светло и не больно, пусть будет хорошо Тебе там, где Ты есть…Я не понимаю… Но…ты — всегда со мной…мой белокрылый Ангел…мой Боречка…
Со мною ты всегда — я это знаю,
Вот я с тобой о чем-то говорю:
Всю нашу жизнь я вспоминаю…
Я о тебе грущу, я по тебе скучаю…

… Улетел Ты в вечность,
Стал Ты райской птицей,
С Тобою бесконечность,
Полёты без границы…

http://petsparadise.ru/zoohome/zoohome/3862

Поня, держитесь! Вы попытались …. и ваша попытка подарила ему целую неделю счастливой жизни … Пусть ему будет хорошо за радугой! Сочувствую :(

http://forums.zooclub.ru/showthread.php?t=30016&page=26

Татьяна Петрова

у меня Ричерд такой же был счастья им обоим за радугой… и не только им………..

http://vk.com/feed#/photo-8273682_263363129

Владелец Юлия Актаева. 20 января 2012
сегодня ночью мой малыш ушел за радугу…..прямо на моих руках…. мой золотой поросенок, моя любимая розовая пятка…..спи сладко….

http://vk.com/photo-13283955_289519738?#/photo-13283955_278619984

Роби… умер в 1,5 года … мой розовый носик.. моЁ КреветкО….

http://vk.com/feed#/photo-13283955_281457730

Ируся, бедняга :( держитесь, дорогая. сладких снов и сырных облачков чудесному Мелкому на радуге

http://vk.com/feed#/ratclub

Мария Добышева

сырных облачков и ореховых радуг бедняжке…….

http://vk.com/feed#/ratclub

Светлана Кадулина

сырных облачков и клубничного дождя Белочке на радуге

http://vk.com/feed#/ratclub

Хапка-Хапчик! Любимая крыска! Помним и любим! Сырных тебе облачков!

http://petsparadise.ru/zoohome/zoohome/3862

Наши лапочки сейчас в более счастливом месте, где нет негатива, боли и страданий. И если есть рай для людей, то есть рай и для зверюшек!!!! Я в это искренне верю! Все наши прекрасные, добрые, ласковые и самые-самые очаровательные зверьки были любимы  нами!!!
И они это всегда чувствовали!  И нет никакой обиды у них на нас, просто потому, что они, по определению, мудрее нас!!! И  они нас любили в силу возможностей своих маленьких, но таких огромных сердечек! И им было с нами хорошо и уютно, и они рады, что были с нами!!! И прожили они свою жизнь достойно, и прошли они через многие трудности стоически (что остается только восхищаться крепостью их духа)!!!

http://rat.ru/forum/index.php?topic=5549.0

честно говоря, я тоже верю что наши любимые четвероногие друзья с умными глазками меньше всего на свете хотели бы приносить нам столько печали и слез своим уходом, мне кажется, что им было бы гораздо спокойнее смотреть сверху на наши улыбки и как мы дарим нашу заботу другим маленьким носикам, а не убиваемся целыми днями, они ведь знали всегда знают и будут знать, как мы их любим, каждого по-своему по-разному, но, не смотря на это, всё равно, мы плачем каждый раз когда они уходят от нас.

http://rat.ru/forum/index.php?topic=5549.20

Byarka

Есть ли в раю для зверушек комната с обоями? Такими толстыми виниловыми обоями, которые легко разделываются на кусочки и растаскиваются по углам? Меня очень интересует этот вопрос…

Моя малышка там уже с утра… Нашла ли она себе там комнату с обоями?

http://rat.ru/forum/index.php?topic=5549.60

Я когда-то прочитала слова какой-то девушки в интернете… там кто-то говорил что животные умирают и не попадают на Небо (т.к. или у них нет души вообще или она умирает вместе с телом)… так вот она была верующей, очень любила свою собаку и вообще животных и сказала: «мне не нужен такой рай, в котором нет места для моих любимцев»…
особенно мне понравились слова, что афонские старцы разговаривают с животными, как с людьми… Я например ВЕРЮ, что для животных тоже есть место в Царствии Божием, может быть не такое как для людей, но ЕСТЬ… Бог всех любит!!! И людей и животных!!! Потому что Он — Бог!!!

http://www.nelubit.ru/viewtopic.php?t=10101

Lentuich

Не надо плакать о своих любимцах, потому что они смотрят на нас и тоже плачут. Ведь мы им давали корм, внимание и любовь, и есть такой мостик между вами, который передает друг другу настроение. А я хочу, чтоб крыскам на небесах не было плохо. А вы ведь потом встретитесь!

Только надо подождать и не делать плохого, чтоб в ад не попасть, а там крыс нет. Только плохие крысы. А ваши хорошие!! Чмок в носики всех крыс с крылышками среди облаков! и не плачьте, крысы тоже плакать будут

http://rat.ru/forum/index.php?topic=5549.40

Не будем останавливаться на подробном обсуждении вопроса «Есть ли душа у животных?» Им православная Церковь занималась давно, и точки зрения в разные эпохи были разные. Приведу пару цитат.

«Уже в том ученическом, самиздатском «Семинарском листке» Помяловский поместил несколько научно-нравственных рассуждений. Известно, что одно из них называлось так: «Попытка решить нерешённый и притом философский вопрос: имеют ли животные душу?»… Простой народ в тогдашней России отказывал животным в праве на душу. Говорили, что у них вместо души – пар…

… профессор философии христианской религии в Оксфордском университете Ричард Суинбёрн, который в обстоятельной монографии анализировал именно вопрос о душе, считает, что доказательства существования души даже более убедительны, чем доказательства существования Бога. Сам он – сторонник идеи эволюции. По его убеждению, живые существа эволюционно произошли от неживой материи, затем сформировались высшие животные, среди них – обезьяны, а уж от них произошёл человек».

В. А. Коршунков. Имеют ли душу животные и некрещёные младенцы? Как герой повести Н. Г. Помяловского стал свидетелем создания мифа. // Человек. 2010. № 5. С. 122–131.

«В начале 1990-х годов профессор Дуглас Дэйвис провел в Великобритании опрос, посвященный смерти домашних животных. На вопрос «Считаете ли вы, что у животных есть душа?» подавляющее большинство (77 %) ответили «да», 6 % сказали «нет», а 15 % утверждали, что не знают».

Смерть. Ритуал. Верования. – 1997 г. С. 169.

Интересно, что умерших животных принято изображать как ангелов – с крыльями и нимбом. Они выполняются, в том числе и в виде татуировок. Этим подчеркивается вера владельцев в то, что их питомцы попадают в рай, пусть даже это рай животных.

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

Еще одна традиция воспоминания об умерших домашних питомцах – всемирный день поминовения.

«В первое воскресенье декабря, в 20-00 по местному времени, на окнах зажигаются свечи в память о питомцах, которых больше нет с нами. Не важно, собака ли это или крыса, хомячок или золотая рыбка. Человек привыкает к любому животному и считает его членом семьи.

К сожалению, век наших любимцев значительно короче, чем у нас. Рано или поздно, но мы прощаемся с ними. Каждый называет это по-своему, а крысоводы провожают за радугу…

Проследить путь Дня Памяти можно только до Германии. Но отклик этот день нашёл во многих сердцах. Час за часом по всей Европе появляется мерцание огонька в окне, тепло от которого разливается по нашему сердцу. Первая свеча загорелась у меня в доме два года назад, для моей первой девочки. Прошло время, на радугу отправились ещё несколько крыс, и моя свеча будет гореть для них всех.

Многие могут возразить, что не обязательно зажигать свечу для того, чтобы вспомнить своих животных. Я согласна с такими людьми. Для воспоминаний не нужны действия. Но, зная, что сегодня не только у Вас горит свеча, и не только Вы грустите об ушедших, становится легче».

http://doggi.ru/forum/34-6035-1

Но преимущественно животные поминаются в наивных стихах и прозе.

Наталья Зверева

мой малыш на радуге,.. а у меня до сих пор щемит сердце..
- Остались пустая уютная клетка,
Поилка, да домик с обгрызенной крышей,
Мобильник с на память прокушенной меткой,
И лапочек шорох по дому не слышен…
Остались шерстинки на мягком диване,
Сухарик за шкафом и дырка на шторе,
А крыска растаяла в дали туманной,
И это, поверь, настоящее горе…
Осталась любовь и огромная нежность
Такого смешного хвостатого солнца…
Осталась прощанья с ней неизбежность,
Но только она непременно вернется!
И с облачной выси как солнечный лучик
Опустится снова к тебе на ладошку,
И в клетке поселится теплый комочек,
Смешной, неуклюжий крысеночек-крошка…

http://vk.com/feed

Упорхнула душа живая,

И вокруг пустота, немота,

Как мне жить в этом мире – не знаю,

Если радость навек отнята.

Как теперь по утрам просыпаться

Без веселого стука хвостом?

Как с работы домой возвращаться,

Если пуст и безмолвен мой дом?

… Мой любимый звереныш лохматый,

Я молюсь пред зажженной свечёй

И молю, чтоб простила меня ты

За беду, что случилась с тобой.

http://www.stihi.ru/2005/12/13-2275

В наивной прозе есть несколько сюжетов, когда животные ценой собственной жизни спасают людей.

На кораблях крыс считают стихийным бедствием и всегда уничтожают. Иначе запасы провизии, да и тонкая структура военных орудий могут быть легко повреждены. Одним темным вечером, будучи на вахте, отец заметил движение в стороне сваленных тросов. Посветив туда резко фонарем, он увидел крысу… Они постояли так немного, вглядываясь друг в друга и оценивая ситуацию. А потом пасюк резко скрылся во тьме, оставив отца наедине со своими мыслями.
На следующую вахту папа пришел с куском хлеба и куском рыбины… Оставил хлеб с рыбиной недалеко от того места, где видел крысюка. Он остановился на кромке света и уставился на отца. Тот откусил маленький кусочек рыбы и замер. Видимо, удовлетворившись результатом, он схватил рыбу, подхватил хлеб и удалился.
… Отец познакомил пасюка с некоторыми матросами. Его подкармливали, гладили, общались. И в одну из вахт отец патрулировал, прохаживаясь между скрученных канатов, как в его поднятую ногу вцепился его старый знакомый пасюк… Он отступил назад, не зная, что нашло на зверя, как из тьмы, куда он только что хотел ступить, раздалось ядовитое шипение. Пасюк, не раздумывая, обернулся и кинулся на невидимого обидчика. Папа посветил фонарем, и перед ним развернулась впечатляющая картина: большая, яркая, а поэтому, несомненно, ядовитая змея обвилась вокруг крыса, вцепившись ему в живот, а сам крыс вонзился зубами в шею своего врага и не успокоился, пока не отгрыз голову.
Когда отец очнулся от этого зрелища, он кинулся вперед, к пасюку. Взял его на руки. И держал очень долго. Гладил холодеющую шерсть. Нашептывал ласковые слова. Этот страшный, облезлый, грязный комок дикой свободы, воплощенный в крысе, стал ему безмерно дорог. А потому, он держал своего умирающего друга до тех пор, пока он не издал последний вздох и не затих на его руках окончательно.
… Да, он очень часто рассказывал мне историю о диком, корабельном пасюке, умершем, защищая его. Но плакал отец всего один раз – когда держал холодеющего Крыса на своих руках. И знаете, хоть он и мужчина, он не стыдится этих слез.

http://uarat.3bb.ru/viewtopic.php?id=786

Рассказал один шахтер. Случилось это в Кузбассе в 197* году. Еще молодым специалистом определили его в бригаду к пожилому прожженному шахтеру Митричу… Как-то во время смены подрубили они крысиное гнездо. Крысу-маму и всех крысенышей сразу поубивало, кроме одного. Митрич его выходил — кормил молоком из блюдца, когда тот по молодости прихварывал, растворял ему антибиотики в молоке.
После такой усиленной заботы, на хорошем питании, крысенок окреп, вырос и превратился в большего упитанного крыса по имени Ерёма. … Однажды случилось во время смены ЧП — рванули пары метана, штольня почти на всем протяжении обвалилась, завалив проход метров на 200 вместе с шахтой подъемника. Нескольких горняков раздавило, как мух, остальные успели отскочить в глубь штольни.
… Все приуныли. Вдруг, в темноте показались два крысиных глаза — Ерёма. Посветили на него фонариком — крыс лежит на спине и машет лапками в сторону завала… Крыс, поняв, что люди идут за ним, более не переворачивался, залез на завал и исчез в щели… Шахтеры повернули обратно. Тут Ерёма прыгнул и вцепился в штанину Митрича, прокусив брезентовую материю и икру Митрича до крови. Они долго долбили породу… Когда их, потрепанных, истощенных, но живых подняли на поверхность из соседней, заброшенной шахты, оказалось, что они продолбили шестьдесят метров за две недели, в то время как спасатели не могли до конца расчистить от обломков обвалившуюся шахту, которая еще два раза обваливалась, вынуждая начинать расчистку по-новой.
А Ерёму Митрич забрал домой и с тех пор до самой своей крысиной смерти Ерёма жил в индивидуальном доме и каждое утро жена Митрича лично меняла ему воду в поилке, сало и хлеб на все самое свежее.
Похоронили Ерёму в сделанном специально по этому случаю шахтерами из той бригады ящике из ценной породы дерева, а на могиле поставили крошечный гранитный камень с единственной надписью «Ерёме от 25 человек» (именно столько людей проживало на тот момент в семьях спасенной шестерки горняков). Этот камень стоит там до сих пор.

http://uarat.3bb.ru/viewtopic.php?id=786

ГРАФИКА

Изображение животных на Радуге встречается на форумах и сайтах часто. Они выполняются в разной стилистике – от гиперреализма до аниме. Но сюжеты, как правило, одинаковые: Радуга, Радуга как дорога, Животные на Радуге.

Одна из отличительных черт раздела «Памяти наших питомцев» и сайта «ЗооРай» — диалогичность. Она присуща и традиционной культуре, в которой при серьезных переживаниях человек избывал их, «поделившись» со всем миром. А диалог с умершим, который реализовывался в поминальных причитаниях, заменяется диалогом с умершим животным. Им же присущи и некоторые устойчивые ритуальные действия, когда с умершим просили передать приветы и пожелания родственникам в «иной мир».

- Хопочка-солнышко! Огромная пропасть разделяет нас. И вместе с тем, я постоянно ощущаю твою поддержку. Мы часто тебя вспоминаем. Скоро весна и лето. Весну ты любила, а жаркое лето — нет. Дружи со своими подружками. Может быть случится, что ты к нам захочешь вернуться. Твоя клеточка и твой диванчик всегда ждут тебя! Больше 2,5 лет, как ты покинула нас. В душе осталось тепло, которое ты давала нам.

- Здравствуй Хапчик! Вот мы опять вместе! Вместе с Хопочкой! Вы там на радуге. А я здесь на земле грешной. Никак не могу убрать вашу клетку. Так и стоит в углу Никиткиной комнаты. Никак не могу отделаться от мысли, что не нужно оставлять Вам ломтик банана или кусочек омлетика.

- Какой тяжелый месяц. 21 февраля неудачная операция у Кнопки. Я надеюсь, что Кнопка передала от нас приветы, нашу любовь. 14 марта серьезно заболела твоя подружка Джавка. Ее прооперировали. Теперь лечимся и надеемся на выздоровление. Твоя сестренка Хопка уже старенькая мудрая крыса. Любит посесушки и разговоры о жизни.

http://petsparadise.ru/zoohome/zoohome/3862

Отдельно по организации интерфейса и интерактивных возможностей среди сообществ и сайтов стоит портал «ЗооРай». Он полностью посвящен смерти домашних животных.

«Здесь Вы можете увековечить память о своем умершем животном или просто побродить и познакомиться с обитателями животного рая.

ЗооРай создавался как аналог распространенных в сети виртуальных кладбищ домашних животных, но он совсем не похож на эти скорбные мемориалы. Мы очень хотим, чтобы навещая своих питомцев Вы вспоминали радостные и счастливые моменты той жизни, когда вы были ещё вместе.

Наш ЗооРай полностью интерактивен! После регистрации Вы сможете сами выбрать подходящее место и домик для Вашего питомца, украсить цветами и деревьями личную страничку животного, причем, внешний вид страничек всегда легко изменить. Так же Вы сможете оставить еду своему любимцу».

http://petsparadise.ru/

«На Радуге» умершие животные становятся частью Вселенной, растворяются в ней – это один из приемов, характерных для наивной поэзии сообщества любителей домашних питомцев.

… если долго смотреть на небо,

ты увидишь, как звезды падают.
Это я для тебя, хозяйка,
их бросаю с радуги лапкою!

Если долго смотреть на небо,
облака ты увидишь белые.
Это я и мои товарищи
друг за другом по радуге бегаем!

Ну, а если из облачка серого,
вдруг дождинки на землю закапали,
это я и мои товарищи -
мы соскучились… и заплакали…

http://volgadog.ru/viewtopic.php?id=241

Я теперь гоняю солнце, как мячик,
Я не кошка теперь, а тучка.
Что же ты хозяйка, все плачешь -
… Облака плывут, как ангоры,
Тень бежит вдоль дорог-улиц,
Я вернусь к тебе — очень скоро,
Я уже, вообще-то, вернулась!
Посмотри, вот идет дождик,
По цветной крадется дорожке,
И по радуге с ним могут
Возвращаться на землю кошки…
Гром далекий мурчит песню,
С шерсти искры летят — грозою -
Веришь, нет — мы с тобой — вместе,
Каждый день, каждый миг — с тобою…
Здесь я — облаком белым-белым
Все играю с клубком желтым -
Посмотри же скорей в небо.
Я с тобою. Не плачь. Что ты…

http://www.ostrovokk.ru/forum/showthread.php?t=233

Но придёт он, тот день, неминуемый день,

Когда крыса расправит крылья…

И вспорхнёт, сказав человеку «прости»…

И сожмёт свои лапки в бессилье.

Снова сядет ему на плечо, как тогда,

Шекотнёт ему ухо усами,

И он улыбнётся в ответ… как всегда.

И скажет в ответ «я знаю»…

И летит эта крыса вверх, к облакам,

Поднимаясь всё выше и выше…

«Я буду помнить тебя, человек.

Я вернусь к тебе скоро, слышишь?»

http://uarat.3bb.ru/viewtopic.php?id=924#p55344

Превращение человека после смерти в дерево, в неодушевленные предметы характерно для мифологии не только в связи с представлениями о реинкарнации. В древнегреческой мифологии Дафна превращается в лавровое дерево, преследуемая Аполлоном. В мифологии севроамериканских Великих равнин Кроу (Койот) совокупляется с девушкой, та превращается в бузину. В мексиканской мифологии человек совокупляется с женщиной, та превращается в скалу.

Аналогичные мотивы встречаются и в профессиональной поэзии.

Слияние с природой после смерти становится основой некоторых современных погребальных ритуалов.  Итальянские дизайнеры Анна Сителли и Рауль Бретцель создали проект под названием Сарsulа Mundi «земляная капсула». Капсула представляет собой разлагаемый микроорганизмами гроб, что позволяет телу распадаться естественным образом. На могиле в качестве указателя будет посажено дерево, так что такое новое кладбище через несколько лет превратится в священный мемориальный лес (http://www.membrana.ru/particle/1757).

Австриец Георг Треммель и японка Сихо Фукухара предлагают другой нетрадиционный способ погребения — внедрение фрагментов ДНК мертвого человека в генный аппарат яблони в рамках проекта «Биоприсутствие»  (http://paranormal-news.ru/news/proekt_bioprisutstvie/2009-12-04-2214).

Участники форумов и социальных групп любителей домашних животных в качестве возможного способа погребения своих любимцев предлагают хоронить их под корнями деревьев.

Похоронила под окнами квартиры, под прекрасным деревом — под липкой… ветками касается моего окна, как будто Боречка — крылышками…

http://petsparadise.ru/zoohome/zoohome/3862

Отдельная тема – неофициальные и официальные кладбища домашних питомцев. Она довольно обширна и требует отдельного рассмотрения.

Share
  • tweet